О чудесах, проявленных актерами и в этот раз, говорить нет смысла. Чудеса и есть.
Премьера этой недели — комедия «Горько! 2» — оказалась вывернутой наизнанку предшественницей. Те же праздничные столы, тот же Светлаков в состоянии изрядно измененного горячительными напитками сознания, те же герои. Только на этот раз играют не свадьбу, а поминки. Играют — в прямом смысле, поскольку обстоятельства вынуждают отца семейства Борисываныча (Ян Цапник) живьем лечь в гроб, спасаясь от повторного покушения на свою жизнь.
Если первая комедия «Горько!» была удачным комико-сатирическим аттракционом, играющим на лучших чувствах всего без исключения населения страны, то вторая, повторяя и улучшая, если это возможно, результат, встает в прозрачно вырисовывающийся ряд народных праздников и традиций. А что? Вот, к примеру, молодые задумались о детях. А это уже кино с перспективой.
Авторы фильма претендуют на новую степень искренности в отечественном кинематографе, с которой рассказывают о простых вещах, вроде любви и предательства, жизни и смерти, не вызывая стойкого отторжения и не сваливаясь в заросли развесистой клюквы. Пафос трансформируется до удобоваримого состояния несколькими эффективными приемами, вроде «своего человека» за трясущейся камерой, снимающего для «домашнего архива», предельно безыскусных точных интонаций, крайне обаятельных в своей нелепости героев, взятых, кажется, прямиком с улиц небольшого городка, и хорошей работой сценаристов, удачно мажущих лыжи сюжета, так что ветер свистит в ушах на поворотах.
О чудесах, проявленных актерами и в этот раз, говорить нет смысла. Чудеса и есть. Ян Цапник, по сценарию перетянув одеяло фильма на себя, все так же залихватски исполняет роль этакого хозяина жизни, однако добавляет к образу приемлемую для комедии положений долю драматизма и глубины. Елена Валюшкина в роли его жены Татьяны добрую половину фильма трогательно обнимает дорогую люстру, мечась и пристраиваясь в новых для себя обстоятельствах. Личина сдобного беспринципного блатного, кажется, накрепко прилипла к Александру Робаку, исполнившему роль антипода главного героя Витки Каравая. Он вышел у актера и обаятельным, и страшным. Ромкины родители Люба и Женя (Юлия Стадник и Василий Кортуков) вновь блестяще удержались на грани откровенной клоунады и гротеска и умудрились сделать своих героев теплыми и живыми.
А молодежь словно и не выходила из образов. Чего стоит одна только удивительная Валентина Мазунина, вновь блиставшая в роли бессловесной Ксюхи — королевы двора, с начесом и цветными тенями во все веко. Слов у нее действительно было мало, однако это тот редкий случай, когда актрисе и не надо ничего говорить. Сложнее всего пришлось Юлии Александровой и Егору Корешкову в роли «нормальных» Наташки и Ромы, но, отыграв свадьбу в прошлый раз, на многое их герои не претендовали.
«Горько! 2» получилась. В этом нет сомнений. Самое дорогое, наверное, что во всем фильме нет позы и претензий. Режиссеру и одному из авторов сценария Жоре Крыжовникову удалось снять свой фильм честно и просто, блеснув редким сегодня чувством меры, и при этом сделать его по-настоящему смешным, что называется, на подножном материале, каким-то образом умудрившись придать ценности некоторым нелепым российским традициям. Да, стиля и лоска нам не хватает, но ведь душевно! Что и требовалось доказать.